10.04.2019
10.04.2019
Причины могут быть как
объективными, так и субъективными.
Объективными причинами
являются недобросовестное отношение воспитателя к работе. Лучший выход из
ситуации – забрать ребенка и подыскать другой садик.
Субъективные причины
имеют место быть как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним
относятся неоправданно позитивные или же неоправданно негативные эмоции от
детского сада.
Неоправданно
позитивные эмоции возникают в том случае, если родители убеждены, что детский
сад научит ребенка всему. Если эти ожидания не оправдываются, то возникает
напряжение между воспитателями и родителями. Важно понимать, что детский сад
многое делает для развития детей. Но он не сможет заменить ребенку родителей и
их воспитательное воздействие.
Неоправданно
негативное отношение к детскому саду возникает тогда, когда родители сами не
посещали дошкольное учреждение, но слышали множество плохого о нем.
Другой субъективной
причиной конфликтов в детском саду является то, что для многих родителей
воспитатель - символ власти, который поучает их. Когда воспитатель дает
родителям рекомендации, они считают, что воспитатель оценивает их самих. Это
ошибочное мнение, приводящее к недопониманию и конфликту.
Что чаще всего может
стать поводом для непонимания и недовольства?
Со стороны родителей это:
·
с ребенком мало занимаются в саду;
·
не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало
(или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают
группу, слишком легко (тепло) одевают;
·
не могут найти подход к ребенку;
·
используют непедагогичные методы в отношении ребенка
(моральные и физические наказания);
·
плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу
сменили трусики, не переодели грязную футболку);
·
ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он
все съедал;
·
ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что
её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что
воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
·
часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение
не устраивает воспитателей;
·
не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных
детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях),
ударили, поцарапали.
Конечно, и у
воспитателей есть "свой список" претензий к родителям:
·
неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут
отчитать на повышенных тонах при ребенке;
·
забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за
дополнительные занятия;
·
забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
·
приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без
элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
·
поздно забирают детей;
·
плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не
уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти
подход);
·
предъявляют необоснованные претензии к персоналу,
придираются к мелочам.
Самый эффективный путь
разрешения конфликтов между воспитателем и родителем - это хорошая работа воспитателя. Если он
действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то
родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не
возникает конфликтов. Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место.
Но их можно свести к минимуму!
Воспитателям:
ü
информировать родителей в том, что будет происходить в
детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане
взаимоотношений и педагогических воздействий.
ü
показать родителям, как "безболезненно" разрешать
конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору
создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения в конфликтной ситуации.
ü
грамотно доносить информацию до родителей. Например,
сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного
отзыва и только, потом формулировать проблему.
ü
использование воспитателем различных форм и методов в
работе с родителями
( беседы и консультации с психологом,
анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям:
ü
Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не
заменит родительского воспитания.
ü
Родители должны понимать, что поведение ребенка, который
попадает в детский сад, кардинально меняется.
ü
Родители также должны учиться доносить до воспитателей
информацию в неконфликтной форме.
Проблема конфликта
между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой
системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые
даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада
порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей
понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в
непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом
сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий
труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших
детей.
Принципами
взаимодействия с родителями являются:
1.
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на
общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа
педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны
категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная
администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью
на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного
обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от
него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное
доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше,
чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2.
Индивидуальный подход
Необходим не только в
работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями,
должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится
человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3.
Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и
папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо
знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция
наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет
положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы
взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация
заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и
искреннее желание помочь.
4.
Готовимся серьезно
Любое, даже самое
небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно
готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не
связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское
собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения
в целом.
5.
Динамичность
Детский сад сегодня
должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой
мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава
родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В
зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с
семьей.
10.04.2019
Ø Не выносите суждений.
Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени
воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно
справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
Ø Не поучайте. Не
подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку
зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им
подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
Ø Не ставьте «диагноз».
Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны.
Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно
обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу»
всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
Ø Не выпытывайте. Нельзя
задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как
излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
Ø Не разглашайте «тайну».
Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему
родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Ø Не провоцируйте
конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями,
если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.