10.04.2019
10.04.2019
Дети,
имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными,
неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в
обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи.
Основными
нарушениями речи дошкольников является дислалия - нарушение звукопроизношения -
замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная
расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения,
нарушения ритма и темпа речи, заикание.
Со многими
проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего
определѐнными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков
должна продолжаться и дома.
Логопед советует
·
Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережѐвывание
грубой пищи, полоскание рта, надувание щѐк, перекатывание воздуха из одной щеки
в другую и т.д.
·
Разговаривать с ребѐнком только на правильном русском языке, ни в
коем случае не использовать "детский язык".
·
Каждый
день читать ребенку короткие стихи и сказки.
·
Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы,
поощрять желание их задавать.
·
Говорить чѐтко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу,
меняя в ней слова местами.
·
Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Еѐ цель -
заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более
послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного
аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений
губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
·
Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
·
При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия,
способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма.
Занятия с малышом не должны быть скучным уроком,
необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную,
доброжелательную атмосферу, настроить ребѐнка на положительный результат, чаще
хвалить его.
Развиваем пальчики — стимулируем
речевое развитие.
Взаимосвязь
тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши
прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока
кашу варила».
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не
только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее
преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Какие игры и
упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
·
Покажите малышу,
как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть
сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
·
Выкладывайте с
ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с
тонким слоем пластилина.
·
Лепите со своим крохой из пластилина, играйте
в мозаику и пазлы.
·
Учите ребенка
застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из
разноцветных шнурков.
·
Как можно раньше
купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от
такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А
трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы
получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию
Вам помогут книжки-раскраски.
·
И, наконец, игры с
пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно,
и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его
речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и
показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать
гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.