14.04.2021
Министерство образования и науки РД МБДОУ «ЦРР-Детский сад №20 «Аленушка»»
Доклад «Самоанализ развития речевого
творчества через театрализованные игры в
старшей группе» Воспитатель: Магарамова М.Ю.
|
В возрасте от 3 до 7 лет игра детей развивается как
разнообразная, активная творческая деятельность, в которой осваиваются
впечатления жизни и формируются все стороны личности ребенка.
Решающее значение для развития речи в творческой
деятельности детей старшей группы имеют те сведения, которые дети получают на
занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с природой, явлениями общественной
жизни, на познавательно-речевых занятиях. Это представления о труде взрослых, о
семейных отношениях, праздниках, о жизни города, детского сада. Дети проявляют
любознательность, живой интерес, стремление ближе соприкоснуться с явлениями.
Возникающий интерес во многом удовлетворяется на
занятиях, где используется речевое творчество. Дети получают общие и конкретные
сведения, знакомятся со способами перевода их в самостоятельную деятельность, в
том числе и игровую, творческую. Так, на занятиях по развитию речи развивается
умение связно и последовательно пересказывать сказку, рассказ, диалог
действующих лиц, давать характеристику персонажам, самостоятельно описывать или
придумывать события, объяснять переживаемое своим сверстникам. Речевое общение
в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями,
уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет
организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимании и
дружбы между детьми. Игровое творчество проявляется и в поисках средств, для
выполнения замысла, изображения задуманного.
Одной из основных целей театрализованных игр в
детском саду -развитие речевого творчества детей средствами театрального
искусства.
Театральная деятельность развивает личность ребенка,
прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуют артистические
навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию
нового образа. Надо стремиться к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли
непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не следует
заучивать с детьми тексты, роли, позы, жесты движения; считается, что
театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут
реплику, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену. Главное-это понимание
смысла и атмосферы пьесы. Хочется, чтобы дети, основываясь на хорошем знании
пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали
выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позы, жесты,
речевое творчество, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
Заучивание слов роли, не всегда соответствующих
пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе
детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и
импровизируемые ими в процессе творчества. Такие пьесы неизбежно будут менее
складны и менее литературные, но они будут иметь огромное преимущество,
заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Для
того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт
яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения,
обогатить речь. Чем богаче опыт ребенка старшего возраста, тем ярче будут
творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому так важно
приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать
развивать детское речевое творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
Расширению опыта ребенка способствуют и театральные
занятия, которые необходимо проводить 2 раза в неделю, особенно в старшей
возрастной группе, по программе «Театр –творчество -дети»
В старшей группе дети освобождаются от комплексов,
активно участвуют в театрализованных играх. Театрализованные игры дают детям
возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах
деятельности, особенно в речевой.
Сохраняя принципы индивидуальности в
театрализованных играх мы стараемся увести детей от взрослого театра, где роли
ребенка заучены, отточены и искусственны. Дети, как автоматы выходят на сцену и
повторяют заученные слова. Кажущуюся радость детей в подобных спектаклях мы,
взрослые, создаем сами, волнуем, нервируем их своим возбуждением, и почти
всегда кажущая самостоятельность в провидении роли ребенком настолько натаскан
взрослым, что все дело, в большинстве случаев, подобно самообману. Вместо
здоровой радости идут тоскливые репетиции, а за ним и сам спектакль, который
дает массу нервных переживаний. Такие представления лишь по названию театр, а в
сущности они машины самого главного, без чего не может существовать.
Не следует забывать, что зона детского творчества
заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в
продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в
творческом воображении и его воплощении.
Цель, которую необходимо ставить перед собой,
занимаясь с детьми театрализованными играми -сделать жизнь наших воспитанников
интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью
творчества.
Беря на себя роль, ребенок стареется подражать
поступкам, манерам, речи своего героя. Выразительность действий и речь
достигается естественно, без специальной подготовки, выучки.
В создании образа особенно велика роль слова. Роль
слова в игре многообразна. С помощью слова ребенок создает образ, разыгрывает
свою роль. Таким образом, в театрализованной игре создаются условия для
упражнений связанной речи, в диалогической, в рассказывании. В театрализованной
игре дети помногу раз в разных комбинациях употребляют новые для них слова,
обороты речи, слышанные от взрослых или при чтении книги. Благодаря
театрализованной игре эти слова и обороты речи входят в активный словарь детей.
Наблюдая, воспитатель, пользуясь удобным случаем, задает детям вопросы,
разговаривает с ними. Воспитатель должен направлять театрализованную игру, не
разрушая ее, сохраняя самодеятельный и творческий характер игровой деятельности,
веру в правду игры. Таким образом, заставляет их задуматься, найти нужный
ответ, связно и понятно для окружающих выразить свои мысли .Задержанные в своем
речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. Между
речью и театрализованной игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны,
речь развивается и активизируется в игре, а с другой -сама игра развивается под
влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, таким образом,
осмысливает их; словом, он пользуется и, чтобы дополнить действия, выразить
свои мысли и чувства.
В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды
игры создаются с помощью слова. Выготский Л.С. доказывал, что развитие детского
воображения непосредственно связано с усвоением речи.