Доклад «Самоанализ развития речевого творчества через театрализованные игры в старшей группе»

14.04.2021

Министерство образования и науки РД

МБДОУ «ЦРР-Детский сад №20 «Аленушка»»

       

 

 

Доклад

«Самоанализ развития речевого творчества через театрализованные игры в  старшей группе»

                                     

                                                                        

Воспитатель:

Магарамова М.Ю.

 

 
 

В возрасте от 3 до 7 лет игра детей развивается как разнообразная, активная творческая деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребенка.

Решающее значение для развития речи в творческой деятельности детей старшей группы имеют те сведения, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с природой, явлениями общественной жизни, на познавательно-речевых занятиях. Это представления о труде взрослых, о семейных отношениях, праздниках, о жизни города, детского сада. Дети проявляют любознательность, живой интерес, стремление ближе соприкоснуться с явлениями. Хочу такой сайт

Возникающий интерес во многом удовлетворяется на занятиях, где используется речевое творчество. Дети получают общие и конкретные сведения, знакомятся со способами перевода их в самостоятельную деятельность, в том числе и игровую, творческую. Так, на занятиях по развитию речи развивается умение связно и последовательно пересказывать сказку, рассказ, диалог действующих лиц, давать характеристику персонажам, самостоятельно описывать или придумывать события, объяснять переживаемое своим сверстникам. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимании и дружбы между детьми. Игровое творчество проявляется и в поисках средств, для выполнения замысла, изображения задуманного.

Одной из основных целей театрализованных игр в детском саду -развитие речевого творчества детей средствами театрального искусства.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуют артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию нового образа. Надо стремиться к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не следует заучивать с детьми тексты, роли, позы, жесты движения; считается, что театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену. Главное-это понимание смысла и атмосферы пьесы. Хочется, чтобы дети, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позы, жесты, речевое творчество, песенные, танцевальные и игровые импровизации.

Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества. Такие пьесы неизбежно будут менее складны и менее литературные, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения, обогатить речь. Чем богаче опыт ребенка старшего возраста, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому так важно приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское речевое творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

Расширению опыта ребенка способствуют и театральные занятия, которые необходимо проводить 2 раза в неделю, особенно в старшей возрастной группе, по программе «Театр –творчество -дети»

В старшей группе дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных играх. Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах деятельности, особенно в речевой.

Сохраняя принципы индивидуальности в театрализованных играх мы стараемся увести детей от взрослого театра, где роли ребенка заучены, отточены и искусственны. Дети, как автоматы выходят на сцену и повторяют заученные слова. Кажущуюся радость детей в подобных спектаклях мы, взрослые, создаем сами, волнуем, нервируем их своим возбуждением, и почти всегда кажущая самостоятельность в провидении роли ребенком настолько натаскан взрослым, что все дело, в большинстве случаев, подобно самообману. Вместо здоровой радости идут тоскливые репетиции, а за ним и сам спектакль, который дает массу нервных переживаний. Такие представления лишь по названию театр, а в сущности они машины самого главного, без чего не может существовать.

Не следует забывать, что зона детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

Цель, которую необходимо ставить перед собой, занимаясь с детьми театрализованными играми -сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Беря на себя роль, ребенок стареется подражать поступкам, манерам, речи своего героя. Выразительность действий и речь достигается естественно, без специальной подготовки, выучки.

В создании образа особенно велика роль слова. Роль слова в игре многообразна. С помощью слова ребенок создает образ, разыгрывает свою роль. Таким образом, в театрализованной игре создаются условия для упражнений связанной речи, в диалогической, в рассказывании. В театрализованной игре дети помногу раз в разных комбинациях употребляют новые для них слова, обороты речи, слышанные от взрослых или при чтении книги. Благодаря театрализованной игре эти слова и обороты речи входят в активный словарь детей. Наблюдая, воспитатель, пользуясь удобным случаем, задает детям вопросы, разговаривает с ними. Воспитатель должен направлять театрализованную игру, не разрушая ее, сохраняя самодеятельный и творческий характер игровой деятельности, веру в правду игры. Таким образом, заставляет их задуматься, найти нужный ответ, связно и понятно для окружающих выразить свои мысли .Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. Между речью и театрализованной игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой -сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом, он пользуется и, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Выготский Л.С. доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89888055311

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».